ИТиС

«Информационные технологии и системы - 2011»
34-я конференция молодых ученых и специалистов ИППИ РАН
2 – 7 октября 2011г.

Русский | English

 

 

Просмотров:

 









 

Среда, 5 октября
9:00 - 11:00
Зал C
Сессия: Информационные процессы в живых системах - 1 (рус)
Председатель: к.б.н Бастаков В.А.

Варвара Юрьевна Веденина,
к.б.н., cтарший научный сотрудник ИППИ РАН

Лекция: Эволюция брачных сигналов животных (рус)
Аннотация:

Роль мультимодальных сигналов в привлечении и выборе брачного партнера давно является предметом дискуссий среди эволюционных биологов. У многих животных во время ухаживания сигналы разной модальности (акустические, вибрационные, зрительные, химические и механические) издаются одновременно. Когда генерируются одновременно разные сигналы, не всегда понятно, какой из них является ключевым при выборе брачного партнера. Кроме того, некоторые сигналы, например, акустические, у многих животных достигают исключительной сложности, и на первый взгляд кажется, что они включают в себя избыточную информацию об их «отправителе».

Имеет смысл разделять сигналы дальнего и ближнего действия. Сигналы дальнего действия, или призывные сигналы, служат в первую очередь для привлечения конспецифического брачного партнера (особи своего вида). Известно, что параметры призывных сигналов достаточно стабильны. Призывный сигнал должен обеспечивать надежную видоспецифическую идентификацию на расстоянии и быструю локализацию в пространстве. Поэтому предполагается, что сигналы дальнего действия находятся под действием сильного стабилизирующего отбора.

Иная ситуация возникает в процессе коммуникации ближнего действия. Перед особями противоположного пола стоит задача не только распознать конспецифическую особь, но и оценить ее «качество». Например, перед самкой встает задача выбрать лучшего самца в популяции, чтобы оставить качественное потомство. Относительная стабильность и малая внутривидовая изменчивость призывных сигналов дает самкам мало возможностей для выбора «лучшего» самца. Однако когда самец оказывается непосредственно рядом с самкой и издает полимодальный сигнал ухаживания, одни параметры такого сигнала могут быть более стабильными и использоваться для распознавания вида, тогда как другие, отличающиеся большей вариабельностью, могут служить для оценки качества полового партнера. Предполагается, что сигналы ухаживания в большой степенинаходятся под действием движущего отбора и поэтому могут быстро эволюционировать. Возможны различные механизмы, лежащие в основе эволюции предпочтений таких вариабельных параметров сигналов.


Владимир Антонинович Бастаков,
к. б. н., зав. лабораторией (ИППИ РАН)

Лекция: Геометрия зрительного восприятия (рус)
Аннотация:


Даже после десятилетий исследований, зрительное восприятие пространства остается предметом активного изучения. Даже на функциональном уровне, мы все еще далеки от полного понимания ряда фундаментальных вопросов восприятия, важнейшими из которых являются выявление функциональной связи между физическим и зрительно воспринимаемым пространством и изучение тех физических параметров окружающей среды, которые являются самыми важными в определении структуры и построения зрительного пространства. Переход от плоского двумерного сетчаточного изображения к трехмерному восприятию окружающего пространства определяется сложнейшими процессами в зрительной системе человека и являются предметом исследований биологов различных специальностей, к которым в последнее время присоединились инженеры и математики, занимающиеся разработкой систем технического зрения. В этот список следует внести и живописцев, поскольку вопросы зрительного восприятия пространства во все времена были актуальны в их творчестве и здесь накоплен значительный как теоретический, так и практически опыт. Действительно, перед художником, рисующим, например, пейзаж или портрет стоит «…парадоксальная задача – передать на двумерной плоскости (бумаге, холсте или доске) трехмерный объемный мир» (Раушенбах, 2002). Античные настенные росписи, средневековая живопись, картины художников эпохи Возрождения и современная живопись дают нам разнообразные примеры решения этой пространственной задачи. В различные исторические эпохи и в разных культурах художниками были разработаны разнообразные методы передачи глубины пространства и объема на картинной плоскости, в том числе и геометрические (прямая или научная перспектива, обратная перспектива и аксонометрия). Тот факт, что, несмотря на всю условность живописного произведения, у наблюдателя рассмотрение картины практически всегда вызывает стойкую иллюзию глубины, свидетельствует о том, что интуитивно разработанные художниками методы передачи глубины пространства и объема на картинной плоскости не противоречат нейропсихологическим механизмам зрительного восприятия. В докладе будут проанализированы подходы и методы передачи глубины пространства и объема на картинной плоскости в контексте механизмов зрительного восприятия.